Home Баскетбол The Fab Five

The Fab Five PDF Печать E-mail


Когда речь заходит о самой крутой команде в истории баскетбола кто-то вспоминает «Dream Team», кто-то «Чикаго Буллс», кто-то сборную СССР 1972, а есть люди, которые дают однозначный ответ — «The Fab Five».

«Fab» в переводе с английского — классный, потрясающий, изумительный, а «The Fab Five» — это 5 талантливых игроков, которые собрались вместе в университете Мичиган в начале 90-х годов. Их судьба сложилась по разному, но в то время они играли как звезды, вели себя как звезды и выглядели как звезды. Они жили в своем мире, где баскетбол — это очень круто, а жить — весело! Каждую секунду на площадке они ловили кайф от игры, и это чувство передавалось зрителям и болельщикам.

Все выпуски новостей того времени не могли пройти без того, чтобы хотя бы на несколько секунд не отвлечься, как там дела у «потрясающей пятерки»? Они пришли в лигу одновременно и в первом же сезоне полностью перевернули ситуацию в турнире! В первые же два года новички, которые только вчера играли в школе, дважды выводили свою команду в финал NCAA, обыгрывая будущих игроков NBA.

Этими игроками были Крис Уэббер, Джален Роуз, Джуван Ховард, Джимми Кинг и Рэй Джексон. Три из них позже оставили заметный след в профессиональном баскетболе.

А начиналось все так: в 1989 году Мичиган стал чемпионом NCAA, и амбициозный тренер Стив Фишер решил собрать новую банду, которой еще не видел свет.

Великолепная пятерка

В листе лучших выпускников школ 1-ю строчку занимал Крис Уэббер — игрок, который с ростом 208 см. обладал навыками легкого форварда. Именно он стал предвестником новой эры — эры универсальных игроков, умеющих на площадке все. Позже он будет выбран уже на третьем годе университета под первым номером драфта, открыв дорогу таким игрокам как Кевин Гарнетт, Коби Брайант и Леброн Джеймс.

На 4-й строчке лучших игроков страны был Джуван Ховард. Форвард с ростом 206 см, который в лучшие годы в NBA набирал по 20 очков и делал по 8 подборов, а завершил играть в сильнейшей лиге мира только спустя 18 лет успешной карьеры, став чемпионом NBA!

Девятым в стране котировался Джален Роуз — легкий форвард с ростом 203 см. В первом сезоне именно Роуз был лидером по результативности «Великолепной пятерки», набирая в среднем за игру 17.6 очков. Роуз был звездой NBA и провел в лиге 13 лет, набирая в среднем за карьеру 14.3 очков. В сезоне 2001-02 в составе «Чикаго» он забивал в среднем за игру 23.8 очков, делал 4.1 подбора и 5.3 передач, а в 2000-м году Джален Роуз и Реджи Миллер вытащили «Индиану» в Финал NBA, где уступили «Лейкерс» со счетом 4-2.

На 11 месте в стране был Джимми Кинг — легкий и прыгучий защитник ростом 196.

И последним кусочком этой мозаики стал Рэй Джексон — защитник ростом 198 см. Джексон оказался единственным из всех, кто не был задрафтован в NBA, но в то время он был очень существенной частью командной химии и также входил в Топ 50 лучших игроков страны.

Драфт

Тренер Мичигана Стив Фишер совершил невозможное. Ему и его помощникам удалось вытащить этих игроков с нищих улиц «Детройта» и других городов и собрать их в одной команде, несмотря на очень высокую конкуренцию. Для того, чтобы достичь своей цели, они использовали любые методы, включая запрещенные, на которые многие конкуренты отважиться не могли.

Когда у Джувана Ховарда умерла бабушка, тренер прилетел из другого города в «Чикаго», чтобы поддержать парня в сложную минуту, ведь семья у него была очень маленькой. Они хотели дать понять, что их команда может стать для него второй семьей.

Привлечь Криса Уэббера было гораздо сложнее. Его начали драфтовать еще в 12 лет. Этот парень был на голову выше и техничнее своих сверстников, но и предложений (в том числе и денежных) было на порядок больше. Позже в рамках грандиозного судейского разбирательства было установлено, что Уэббер получил в тот период порядка 280 000 долларов, что было запрещено правилами лиги. Но об этом позже.

Сразу 5 игроков из Топ 50 (и 4 из Топ 10) отправились в одну команду. Их игра стала революцией в баскетболе.

Хип-хоп

В то время огромное развитие получило хип-хоп движение. Аллен Айверсон — только один из его представителей. Чернокожие ребята из «Великолепной пятерки» нашли друг друга и в этой области. Цепи, толстовки, модные кроссовки, музыка — все это сопровождало их по кампусу университета.

До этого момента все баскетбольные игроки носили коротенькие шорты. Даже плохие парни из «Детройта» того времени так поступали, но на «Великолепной пятерке» всегда были шорты самого большого размера, который можно было достать, черные кроссовки и черные носки.

На площадке они играли как боги. Возможно, их объединило то, что все 5 игроков были новичками. Никогда до этого ни в одной команде 5 первокурсников не наводили такого шороху, ведь всем пятерым было по 17 лет, а противостояли им выпускники — 22-23 года! С первых же дней в Мичигане они были сыграны, как будто провели вместе несколько лет. Уже в пятой игре эти 17-летние зеленые парни дали бой чемпионам прошлого года — Гранту Хиллу и Кристиану Лейтнеру, уступив 1 очко в овертайме.

Если посмотреть их матчи того времени, становится непонятно, какой сейчас год? 1991-ый или 2012-ый? Движения, комбинации, данки, трехи, передачи — все на уровне современной NBA. В каждой игре они отжигали на площадке и делали это с чувством. Их игры транслировались по национальному телевидению — народ хотел смотреть на «Великолепную пятерку»!

Trash Talks

Неотъемлемой частью их игры был Trash Talk. Это было в их стиле. Они постоянно заводили себя и соперника, подзадоривая, а иногда и откровенно глумясь над ним.

Все игроки «Пятерки» считали Гранта Хилла и Кристиана Лейтнера суками и богатенькими сынками. Да, в выражениях они не стеснялись. Все это пришло вместе с их игрой с уличных площадок бедных районов. За это их многие ненавидели, но почему-то всегда, когда шла их игра, нажимали кнопку включения своего телевизора.

В их адрес постоянно сыпались угрозы: «Мы не хотим видеть пять ниггеров на площадке», «И это вы показываете нашим детям?! ». К семнадцатилетним игрокам колледжа даже пришлось приставить телохранителей. Вокруг «пятерки» заварилась такая каша, такой сумасшедший дом, что непонятно, как они вообще вышли живыми из него.

В такой ситуации игроки только становились ближе, все время проводя друг с другом, они стали братьями.

В погоне за чемпионством

В то время еще не было Коби Брайанта и Леброна Джеймса. Многие считали невозможным, чтобы новичок мог соперничать с более физически развитым игроком, опережающим его на 4 года. Считалось, что разница должна быть примерно такая же как между 14-ю и 18-ю годами. Однако «The Fab Five» были акселератами — они опережали сверстников в своем развитии. С виду команда выглядела недисциплинированной на площадке, но это было не так! Они до обморока работали на тренировках, и у них была цель — выиграть чемпионат.

Да, они часто позволяли себе лишнее, например, забить сверху, когда это не нужно или получить лишний технарь, но их игра была очень структурированной и слаженной, и здесь видна работа сильного тренера — Стива Фишера, которого игроки просто обожали, считая вторым отцом.

Члены «The Fab Five» никогда не жадничали, постоянно передавали друг другу пас. У них не было цели выделиться за счет своего партнера. Они были братьями, и каждый из них уважал друг друга. Это чувство легло в основу одной из величайших команд в истории студенческого баскетбола.

Кстати, одним из поклонников их команды был великий Кассиус Клей, который видел в них молодого себя. Такие же наглые, такие же талантливые, разрывающие привычные оковы.

По ходу первого сезона они впятером вытеснили из старта более опытных игроков (среди которых были и чемпионы 89-ого года), показали результат 20-8 и вышли в «Мартовское безумие» с 6-ого места. Несмотря на все сказанные выше хвалебные слова, были команды и посильнее. Однако, молодые игроки прогрессировали в каждом матче. После каждого поражения они делали выводы и поднимали свой уровень.

Мичиган показал невероятное стремление к победе, выбив на пути к Финалу трех фаворитов подряд.

С противоположной половины сетки в Финал стремилась одна из сильнейших команд в истории NCAA — «Дьюк» Гранта Хилла и Кристиана Лейтнера.

Можно сказать, что это были две противоположные команды. Как по стилю, так и по игрокам. Джентльмены против уличных парней. Выпускники, которые на следующий год будут играть в NBA против новичков, которые меньше года назад закончили школу. В первой половине Мичиган сенсационно вышел вперед 31-30. Уэббер забил несколько сумасшедших данков, а Лейтнер сел на скамью за потери, однако во второй половине «Дьюк» показал свое истинное лицо и обыграл «Потрясающую пятерку». Возможно, про «Дьюк» мы напишем в другой статье, а сегодня наши герои потерпели поражение.

Крис Уэббер рыдал после игры. Для него и для других парней это было тяжелейшее происшествие. Они верили, что им по плечу любой результат, не важно, что это будет — чемпионат NCAA или Олимпийские игры. Однако «Дьюк», объективно, был сильнее.

Тем не менее, вся страна, следившая за происходящим, понимала, что эти парни еще вернутся. Ведь они только на первом курсе! Каждому из них было не больше 18 лет — огромный потенциал для роста!

Наркопритон

Второй и последний сезон «The Fab Five» в полном составе был совершенно другим. Цель была только одна: победа в Чемпионате, победа в «Мартовском Безумии»! Команда тренировалась, чтобы доминировать на площадке. Крисс Уэббер забрал у Роуза лидерство в нападении, набирая 19.2 очка и делая 10.1 подбора. Роуз забивал 15.4 очков, Ховард — 14.6, Джимми Кинг — 10.8 и 9 очков добавлял Рэй Джексон.

Бренд «The Fab Five» стал приносить университету миллионы долларов на билетах, продажах футболок, длинных шорт «Мичиган». Был выпущен даже одеколон с запахом «The Fab Five» и новая линейка кроссовок «The Fab Five» от Nike! По словам игроков, тогда у многих парней появилось чувство, что их используют в коммерческих целях. По сути они были профессиональными игроками с одним исключением: им не платили. Для парней из бедных районов это была даже не проблема, а подстава и кидалово!

В качестве примера есть официальная статистика. До появления «пятерки» Мичиган зарабатывал на баскетболе 1.6 миллиона долларов, спустя 2 года — 10.5 миллионов долларов! При этом сами игроки жили как обычные студенты, скидываясь деньгами, чтобы сходить поесть. Рабство? Нет, но принцип такой же: в силу определенных правил или традиций человек, производящий продукт, не то, чтобы получает мало, он не получает ни копейки. С нашей стороны может казаться иначе, но игроки думали именно так: что за хрень?! Вокруг нас делаются миллионы, чуваки разъезжают на крутых тачках, которые мы для них заработали, где все эти деньги?! Почему они могут их получить, а мы — нет?!

Часто игроков обвиняли в том, что они посещают вечеринки. Они это и не отрицают: «Да мы тусили, да мы приходили на вечеринки, да мы делали вещи, которые делают студенты, но с одним исключением. Каждый день, следующим утром мы шли на тренировку!»

Конфликты с окружающей средой также не исчезли. Парни всегда вели себя независимо от чужих мнений, делали то, что хочется им и не старались соответствовать, как Грант Хилл, чужому представлению о том, каким ты должен быть.

Расцвет хипхопа и их невероятный баскетбол моментально сделали их не просто игроками, а культурными феноменами. Именно на них смотрели чернокожие дети во всей стране. Этот эффект «Великолепной пятерки» ушел очень глубоко в корни афроамериканского населения.

Белые судили их как плохой пример для детей, обращая внимание не на то, как они играют, а на то, как они одеваются и что слушают. Если вы следите за баскетболом, то знаете, что связь хипхопа и баскетбола долгое время даже в России считалась достаточно глубокой, хотя в России абсолютно другая культура. «Fab Five» стали сильнейшим проводником этой культуры в массы, фактически соединив их в одно целое. Да, конечно, они не были родоначальниками, но они несли в себе это семя и распространяли дальше посредством своего баскетбола.

Кстати, сколько не пытались искусственно приживить хипхоп в российской баскетбольной среде, дело далеко не заходило. У нас совершенно другие корни: наши отцы и деды тоже играли в баскет и играли круто, но при этом хип-хоп они не слушали. Поэтому нам тяжело жить хипхопом так, как это делали игроки «The Fab Five», поэтому в нашей среде это кажется притянутым за уши.

Они все чаще посещали тусовки, где им были реально рады, и где они были своими. Они устали от бесконечного порицания белым сообществом. Во время одного из рейдов полиции по поискам наркотиков запалили Джалена Роуза. У одного из друзей Роуза нашли кокс. Разгорелся первый громкий скандал, связанный с этой командой.

СМИ моментально оклеймили Роуза наркоторговцем. Вы знаете, как это бывает — только вчера тебя славили, как самых талантливых игроков США, а сегодня ты проклят, как наркоторговец. При чем в данной ситуации даже не важно, что суда еще не было, а если бы и был, то его признали бы невиновным. Понимаете, ведь Гранта Хилла в таких ситуациях не ловили.

Следующий матч был против команды из Иллинойса. Толпа скандировала слово: «Наркопритон», чтобы вывести Роуза из колеи, но он выдал один из лучших матчей в своей карьере за Мичиган! Это была его личная победа над обществом.

Последний сезон

В регулярке Мичиган показал результат 26-4. Это был лучший показатель в конференции, однако в плейофф они вновь столкнулись с очень серьезными соперниками. UCLA они смогли обыграть только на последней секунде, отыграв отставание в 19 очков (Кинг добавил мяч в кольцо после промаха партнера), а в матче за выход в Финал им удалось обыграть Кентакки лишь в овертайме.

Второй год подряд «Великолепная пятерка» оказалась в финале! Соперник — Северная Каролина. Трудно сказать, что случилось, почему они вновь не смогли победить... Перед началом игры все игроки чувствовали, что после победы над Кентакки их уже никто не сможет остановить, особенно, Северная Каролина, которую они не считали серьезным соперником.

Однако, как это часто бывает, именно в этой игре соперник собрался и показал очень хороший баскетбол, ведя в счете практически на протяжении всей игры.

За 23 секунды до конца Уэббер забил из-под кольца, сократив разницу в счете до 1 очка. Мичиган сфолил, чтобы остановить время. По правилам NCAA того времени, если ты промахиваешься первый штрафной, то второй уже не пробивается. Однако соперник был точен в первой попытке и промахнулся во второй. 2 очка и мяч у Мичигана за 20 секунд до конца игры. У команды нет тайаутов, но Крис Уэббер об этом не знает. В сложной ситуации он по подсказке партнера со скамейки просит несуществующий таймаут. По правилам это технический фол, а по игре — поражение.

Северная Каролина выставила на штрафные своего лучшего снайпера, который забил 2 штрафных и сохранила владение...

Игру смотрело в прямом эфире 45 миллионов человек. Они наблюдали конец этой команды-мечты.

Конец истории

Раньше я часто слышал название «The Fab Five». Как только я его услышал в первый раз, я залез в интернет, чтобы прочитать об их невероятных рекордах. Какого же было мое удивление, когда я увидел, что они даже ни разу не выиграли чемпионат! Что за бред? Ведь была масса команд, которые выигрывали чемпионат и не по одному разу?!

Узнав про это, я надолго забыл про «Потрясающую пятерку». Теперь спустя много лет, покопавшись в глубине истории, я понимаю, почему эту команду считают одной из великих в истории студенческого и мирового баскетбола...

После поражения в том сезоне Крис Уэббер уже знал, что он будет номером 1 на драфте. Однажды, возвращаясь из спортивного магазина вместе с помощником тренера, он попросил его дать деньги на бензин. Тренер ответил ему, что не может этого сделать по правилам лиги. Тогда Крис показал пальцем на его джерси, висящую в магазине.

— Сколько это стоит?

— 75 долларов.

— Они продают за 75 долларов одну футболку, а я не могу купить себе бензин?

В этот момент тренер понял, что Уэббер в Мичиган больше не вернется.

На следующий год он был выбран командой «Сакраменто Кингз» под первым номером, годом позже в NBA перешли Джален Роуз, Джуван Ховард и Джимми Кинг. Казалось бы, так закончилась история «Великолепной пятерки», но мы ошибались.

Вернешь, когда заиграешь в NBA

На уличных площадках умирающего Детройта постоянно терся один человек. Добрый друг всех молодых игроков, у которого всегда можно одолжить пару кроссовок или несколько баксов на кока колу. Они его называли крестным отцом.

«Вернешь, когда заиграешь в NBA», — говорил он. «Если не заиграешь — ничего страшного, ты мне ничего не должен.»

Эд Мартин. Электрик в прошлом, который стал асом скаутинга и нелегальным букмекером. Его можно было встретить на всех баскетбольных мероприятиях Детройта, особенно, когда там играли талантливые молодые игроки.

Это не было мошенничеством в прямом виде, ведь игроки не думают о том, что есть некий запрет некой лиги, где ты даже еще не играешь. Они просто знали, что этот парень может дать деньги в долг, когда их у тебя нет. В случае Криса Уэббера дело приняло более серьезный оборот, т.к. Эд Мартин первый заметил в нем Суперзвезду NBA.

В середине 90-ых открылось, что Мартин платил деньги семерым игрокам Мичигана. Получалось, что он помогал талантливым игрокам поступить именно в Мичиган, что не осталось незамеченным. Тренер команды был уволен, а на университет наложены серьезные санкции после публичного процесса и сняты все достижения команды.

Крис не тратил эти деньги. Он и его семья жили бедно вплоть до вступления в NBA. Скорее всего деньги, как страховка на черный день, лежали где-нибудь в сейфе. Все мы знаем, как непредсказуема судьба спортсмена: разрыв связок, и мечта об НБА вылетает в трубу.

Как вы считаете, кто прав? Крис Уэббер, который в нарушение написанных правил взял деньги, или общество, которое заработало миллионы долларов, а игрок не получил ничего? Кто прав — лига NCAA, создавшая великолепный и «чистый от коммерции продукт» или заклейменный позором крестный отец Эд Мартин? Кто пишет эти правила, и всегда ли они соответствуют действительности?

Не знаю как вам, а мне кажется, что из этих двух скоротечных как сама жизнь сезонов «The Fab Five» можно узнать о баскетболе все.

ESPN 30 for 30. The Fab Five

Slamdunk.ru