Home Баскетбол 120 лет баскетболу. Первая игра!

120 лет баскетболу. Первая игра! PDF Печать E-mail


На улице стоял промозглый декабрь... Грязь, слякоть, по утрам выступает иней и, если неосторожно ходить, можно поскользнуться на замерзшей луже. В такое время ученики предпочитают сидеть в тепле общежития, обложившись книгами, выбираясь на улицу только по насущным делам.

«В Канаде в это время уже все покрыто снегом...» — с грустью думал Джеймс Нейсмит, которому буквально месяц назад исполнилось тридцать. Он уже три года преподавал в Спрингфилде, но его все еще тянуло на родину.

Вернуться домой Джеймс не спешил. Он прекрасно понимал, что колледж Ассоциации Молодых Христиан — одно из лучших рабочих мест в стране. По крайней мере, в Канаде такие условия ему бы точно никто не предложил.

Нейсмит стоял в спортивном зале, прислонившись спиной к одной из колонн. Обычный холл, с установленными гимнастическими снарядами: турник, кольца, брусья, гимнастический конь — стандартный набор. И из этого нужно сделать что-то интересное?! Он, сам превосходный спортсмен, прекрасно понимал, что увлечь учеников спортом зимой в такую погоду практически невозможно.

— Джеймс, не могли бы вы зайти ко мне на пару минут? — окликнул его с балкона директор Абрамс. Нейсмит оторвался от размышлений.

— Да-да, конечно, господин директор.

Кабинет Абрамса был оформлен в колониальном стиле: большой деревянный стол, плетенные кресла, несколько охотничьих трофеев на стенах. Поговаривали, что они не очень-то сочетаются с названием школы.

— Садитесь, прошу вас, — гостеприимно указал на кресло директор. Ему было 55 лет. В прошлом — отличный учитель естествознания и заядлый охотник.

— Благодарю, — Нейсмит сел, гадая для чего он ему сегодня понадобился.

— Чаю не хотите?

— Да, благодарю, чем могу помочь?

— Дело в том, Джеймс, что мне пришел запрос из департамента физической культуры от Лютера Гулика. Помните, он как-то выступал у нас на семинаре? — Нейсмит кивнул, он уже давно обдумывал предложение Гулика ввести в программу физического развития новые подвижные игры. — Ну так вот, зима на дворе, и он спрашивает, есть ли результаты? Что мне ему ответить?

— Вы знаете, господин директор, я уже думал об этом. Есть несколько проблем, которые мешают реализовать эти идеи. Во-первых, это размеры залов. Вот возьмем хоть наш спортивный зал. Вы знаете, что в футбол тут играть нельзя — мало места, бейсбол — тоже, соккер — тоже самое... Активные виды спорта предполагают много передвижений, а передвижения = пространство, которого у нас нет.

— Да-да, это я понимаю, но какие-то идеи у вас есть?

— Да, есть одна идейка. Даже не идея, а понимание в каким направлении двигаться...

— Это интересно. И в каком же?

— Ну, смотрите. Понятно, что новая игра должна быть командной. В таком случае мы задействуем всех участников сразу — это гораздо интереснее, никто не стоит на месте.

— Предположим. Продолжайте.

— Второе. Они должны как-то взаимодействовать друг с другом, общаться, помогать, чувствовать поддержку... Можно, например, передавать друг другу какой-то предмет. Ну вот, хоть этот футбольный мяч, — Нейсмит показал на мяч, который лежал в углу кабинета.

— Так-так. Интересно.

— Третье. По мячу не должны бить, иначе мы лишимся всех окон, — засмеялся Нейсмит. — Играть должны руками.

— Справедливое замечание, мне как директору оно очень нравится, — улыбнулся Абрамс.

— Далее нужно исходить из утверждения, что футбол, который пользуется большим успехом летом — игра очень грубая и контактная. Новая игра должна быть лишена грубости и хамства.

— Совершенно согласен.

— Ну и последнее, от чего я отталкиваюсь. Игра должна при всем при этом давать хорошую физическую нагрузку. Т.е. игроки должны много передвигаться, много бегать, но вот тут мы упираемся в противоречие. В нашем зале особо не развернуться, чтобы ничего не поломать.

— Все это так, но это только слова... Что мне ответить Гулику? — развел руками директор.

— Ну, разве что, можно попробовать... — задумчиво начал Нейсмит.

— Что?

— Прыжки.

— Прыжки? — удивился Абрамс.

— Да, прыжки. Это тоже хорошая нагрузка. Прыжки, подпрыгивания. Не обязательно перемещаться, так сказать, в горизонтальном направлении, можно ведь и прыгать.

— А вы знаете, это интересно! Что вы предлагаете?

— Игроки должны прыгать через что-то или куда-то... Или, может быть, стремиться что-то достать. Но в первом случае может быть много травм, если они будут спотыкаться о препятствие. А вот второе... Можно доставать, скажем, тот же мяч или какой-то предмет с полки, а потом передавать друг другу...

— Но ведь, если предмет будет слишком высоко, и никто его не сможет достать, игра потеряет свой смысл?

— Да, точно... Значит, предмет нужно туда положить!

— Окей. Значит, давайте подытожим. Выходит, что вы хотите придумать активную бесконтактную коллективную игру, где участники будут класть на полку некий предмет?

— Выходит, что так, — согласился Джеймс.

— Звучит бредово, но мне нравится ход ваших размышлений. Давайте попробуем!

— Да, тут еще много неясного, но можно попробовать разные варианты.

— Хорошо, Джеймс, я очень рад, что вы занимаетесь этим. Доработайте и покажите мне, что получилось.

— Обязательно, господин директор. Вы не против, если я возьму ваш мяч?

— Конечно, берите!

Из кабинета Джеймс Нейсмит выходил, вертя в руках мяч и держа в голове определенную концепцию. Надо класть не предмет, а мяч. Он не дожен иметь тупые концы, быть тяжелым и наносить травмы. И, кстати, вовсе не обязательно класть что-то на полку — можно забрасывать! Это развивает ловкость и точность. При этом нужно подпрыгивать, а это — физическая нагрузка. Забрасывать мяч можно в какое-то отверстие, полку или вот, хотя бы, в эту мусорную корзину!

Джеймс Нейсмит подошел к мусорной корзине — мяч идеально проходил в отверстие, но она была слишком узкой — пожалуй, попасть в такую на расстоянии будет непросто. Он отошел на несколько метров и бросил в корзину — мимо. Еще попытка — мимо. Еще раз — снова неудача! Нет, нужно что-то побольше.

Загоревшись довести идею до конца, Нейсмит разыскал мистера Стеббинса — местного сторожа. У него были ключи от склада, где лежали две корзины из-под персиков — они должны идеально подойти! Некоторое время ушло, чтобы объяснить Стеббинсу задачу. Старик ничего не понял, но работа есть работа — нужно выполнять.

Через полчаса Стеббинс принес лестницу, две корзины и прикрепил их к балкону спортивного зала примерно на уровне второго этажа.

— Стеббинс, не уходите далеко, вы еще понадобитесь, — попросил Нейсмит, ведь кому-то нужо было доставать из корзин забитые мячи.

***

Наступило время урока по физической культуре. В спортивный зал нехотя подтянулись студенты. Было видно, что заниматься гимнастикой им опостылело. В зале было прохладно, поэтому ученики ежились и вяло разминались перед началом занятия. На протяжении часа им предстояло сделать несколько подходов в каждому снаряду. Обычно их выполняли в четверть силы, и было только несколько человек, которым это приходилось по душе.

Вот и сейчас Джимми Бойланд заранее облюбовал турник, выполняя подтягивания за голову. При появлении Нейсмита он спрыгнул вниз, отряхнул руки от талька и нехотя встал в одну линию с остальными «лоботрясами».

Нейсмит дождался построения, улыбнулся и предложил изменить сегодняшнее занятие.

— Сегодня мы поиграем в новую игру. Она чем-то напоминает «duck-on-a-rock», только бросать вы должны вот этот мяч, а попадать — вот в те корзины. — он указал пальцем на две корзины из-под персиков, висящие на балконах. — Мистер Стеббинс любезно согласился нам помочь вытаскивать забитые мячи, — студенты переглянулись, пожимая плечами — странная идея. — Задача ясна?

— Участники кивнули головой. Казалось бы, все просто: есть мяч, нужно забросить его в корзину.

— Отлично! Вас 18 человек, по 9 в каждой команде, — Нейсмит разделил группы участников. — Давайте попробуем. Задача вашей группы забросить мяч, а вашей — отобрать его и забить в противоположное кольцо.

— Эээ, мистер Нейсмит? — спросил один из участников.

— Да, Патрик?

— А кто начнет игру?

— Хм... Игру начнет тот, кто выиграет спорный мяч. Я подброшу его в центре зала и тот, кому он достанется, будет атаковать.

— Команды столпились в центре зала, и Нейсмит бросил мяч в толпу. В него тут же вцепились с десяток рук и стали пытаться вырвать его друг у друга. Игра превратилась в беспорядочную свалку.

— Стоп! Стоп!!! — испугался Нейсмит. — Нет! Так не пойдет!!! — он остановил игру и забрал мяч, участники разошлись, растирая ушибленные места.

— Разойдитесь! Встаньте кругом и не трогайте мяч, пока он не отскочит к вам. Джимми, Патрик идите сюда, — он подозвал двух отличников. — Встаньте рядом со мной, я подброшу мяч вверх, и кто-то из вас должен им завладеть. Готовы? Поехали!

Нейсмит подбросил мяч вверх, Джимми Бойланд подхватил его в воздухе, и тут же все 9 игроков соперника с победными криками бросились на него! Джимми не даром был самым физически одаренным и ловким атлетом в колледже. Поняв, что дело пахнет керосином, он моментально отскочил в сторону и спрятался за колонной, а потом, когда противники окружили его со всех сторон, попытался прорваться сквозь их строй, орудуя локтями и плечами. Два противника были смяты, но время — потеряно, и толпа охватила его со всех сторон. Джимми бился как лев, стараясь не отдавать мяч, но его все крепче зажимали в тиски. Игра могла закончиться потасовкой.

— Стоп! Стоп! Стоп!!! — вновь Нейсмиту пришлось вмешаться. Игроки разошлись, а Джимми со злостью сплюнул на пол. Во время борьбы за мяч ему разбили губу.

— Мистер, Нейсмит?! Что за бредовая игра, вы хотите, чтобы мы передрались все? — сказал он.

— Щас, одну минуту, мы все исправим! — извинился он.

— Значит так. Вводим дополнительные правила. Любой удар, толчок, прихват, физическое воздействие запрещается и считается фолом. — студенты согласно закивали — никому не хотелось попасть на место Джимми Бойланда. — Далее, Джимми, мяч нужно передавать партнерам по команде, но бегать с ним нельзя. Давайте так. Как только вы получили мяч, вы должны остановиться и либо бросить по кольцу, либо отдать его партнеру. За колонны забегать тоже нельзя. Будем считать, что свободная территория — игровая площадка, потом я нарисую линии аута.

— Так гораздо лучше! — закивали игроки.

— Ну, давайте тогда попробуем еще раз?

Вновь Нейсмит совершил вбрасывание, и вновь Бойланд завладел мячом. Соперники хотели броситься на него, но вспомнили, что это запрещено, тем более, что сам Бойланд уже передал мяч своему партнеру по команде. Процесс пошел гораздо веселее! Участники быстро приноровились и поняли, что не обязательно драться за мяч, чтобы им завладеть, достаточно подождать, когда его неудачно бросят по кольцу (попасть пока не мог никто) или передаст партнеру.

Наконец, команда Дмимми перевела мяч на половину соперника, а Бойланд оказался под самым кольцом без опекуна. Прицелившись, он сделал бросок, и мяч залетел точно в корзину!

— Есть!!!! Я забил!!! — он буквально прыгал от радости. — Вы видели??? Я забил мяч!

— Один — ноль. Впереди команда Джимми Бойланда. — с гордостью сказал Джеймс. Ему понравилось, что ребятам игра пришлась по душе. — Мистер Стеббинс, не были бы вы так любезны, достать мяч из корзины?

— Конечно, мистер Нейсмит. Одну минуту, — старик приставил лестницу к балкону и не спеша поднялся за мячом. Игра возобновилась.

Теперь обе команды поняли, как нужно действовать, чтобы забивать мячи, которые начали залетать все чаще и чаще. После каждого попадания Стеббинс переставлял лестницу и, скрипя суставами, поднимался по ней. Наконец, он не выдержал.

— Мистер Нейсмит! Это ужасно. Я не могу после каждого мяча подниматься за мячом!

— Но что делать, ведь этого требует игра. Без этого ничего не получится!

— А нельзя ли выломать у этих корзин дно? Они все равно никому не нужны. Тогда и подниматься за мячом не прийдется!

— Вы гений, Стеббинс! Отличное решение, так мы и поступим!

Игру продолжили через несколько минут. Стеббинс сходил за инструментами и в два счета отломал у корзин дно. Студентами овладел настоящий азарт! Оказалось, что забрасывать мяч в корзину — это очень увлекательно. Через час их пришлось чуть ли не силой заставлять идти на другие занятия.

— Все, все! На сегодня хватит! Продолжим в следующий раз! — улыбался Нейсмит. Было похоже, что он придумал игру, о которой просил Гулик.

— Браво, Джеймс! Браво! — вдруг раздался с балкона голос директора. Оказалось, что он уже некоторое время наблюдает за уроком. — Как вы назовете эту игру?

Джеймс посмотрел на корзины, на мяч...

— Я назову ее баскетбол!

Slamdunk.ru