Игра на интерес |
![]() |
![]() |
![]() |
Огромный интерес к баскетболу, охвативший Россию на рубеже тысячелетий и явившийся следствием привнесения американской (прежде всего «афроамериканской») культуры в общественную жизнь страны вылился в современное Взлет![]() За первое десятилетие XXI века баскетбол пережил свой взлет и падение. Взлет, во многом был обусловлен появлением новой, охватившей Россию субкультуры, в которой он был неотъемлемой частью. Те явления баскетбольного помешательства, охоты за атрибутикой и тому подобные, описанные Романом Дранишниковым в своей посмертной статье, опубликованной на «Basketball.ru» 5 марта 2010 года, были актуальны для очень многих людей в этот период времени. Яркие образы американских баскетболистов, харизматичность лидеров, безграничность возможностей. Именно в двухтысячные Айверсон доказал что «малыш» может быть лидером команды и играть на ровне с двухметровыми гигантами. Картер поражал своими полётами, а Шакил своими шоу, Коби устанавливал свои рекорды, Неш с Киддом были молоды, а в лигу только приходили современные герои. Что бы там не говорили, но для большинства россиян баскетбол начинался именно с этих парней, а не с Джордана или Бёрда, Мэджика или Хакима, они пришли потом, с ними сравнивали, их игру анализировали, но все же потом… И если сегодня трансляции баскетбольных матчей исчезают с федеральных телеканалов, то в «нулевые», на пике популярности спорта больших людей, можно было увидеть не только сами соревнования. Постепенно исчезли из широкого обращения аналитические программы, обзоры матчей дня НБА и прочие очень удобные и интересные мелочи. Конечно, многие могут заметить, что подобные мелочи очень качественно реализуются на спутниковых каналах, но отсутствие их в сетке федерального телевидения подрывает интерес к баскетболу представителей широких масс, не специалистов, и что еще важнее — детей. ![]() Становление иностранных спортивных компаний на российском рынке привело к организации плеяды «атмосферных», действительно привлекавших внимание стритбольных турниров, таких как «Nike Battlegrounds», трансляции которого были доступны широкой общественности, или менее разрекламированных, но не безызвестных «Reebok 3×3» или «Adidas Streetball Сhallenge». Баскетбол и все, что было с ним связано, становился модным явлением общественной жизни. На этом фоне успехи ЦСКА, как флагмана российского баскетбола и некоторых его отдельных представителей на европейской арене воспринимались с особой остротой. Безусловным феноменом провинциального баскетбола являлся Пермский ПадениеПостепенно интерес пошел на убыль и сейчас можно с уверенностью констатировать, что баскетбол вновь стал узкоспециализированным видом спорта, спортом для немногих, что особенно сильно проявляется в провинциальных городах. Странно, но возможно российскому народу гораздо комфортнее жить, изображая жертву, тянуться к тому, что поспособствует созданию благоприятной ситуации для очередного выплеска желчи, ну, а победы это само собой разумеющееся. Этот феномен, описанный Дэвидом Брюсом МакДональдом в его «Balkan Holocausts?» отлично объясняет то, почему баскетбольная лихорадка так быстро прошла в России. Ни невероятная победа сборной в 2007, ни успехи ЦСКА в Евролиге так и не смогли раздуть затухающие угли общественного интереса. ИтогиВ итоге российский баскетбол все дальше уходит в тень, уступая место биатлону и велоспорту в телевизионных трансляциях. Конечно, это не помешает крупным компаниям вкладывать деньги в ведущие клубы, приглашать неплохих легионеров и даже производить единицы добротных российских игроков. Но пока баскетбол не станет «страстью нации» как в Югославии, пока не появятся яркие, харизматичные лидеры, которые смогут своим примеров возбудить интерес общественности к баскетболу, Россия так и останется крепким середняком, производящим нескольких ролевиков и чернорабочих для НБА и российских клубов. Вопрос лишь в том насколько это отвечает российским амбициям и в еще большей степени — возможностям. |