Переходя на личности: Джереми Лин Печать


Человек февраля в НБА, тёмная лошадка, первый баскетболист в истории, вызвавший огромный интерес к себе за очень короткий промежуток времени (по мнению Дэвида Стерна), недооцененный талант, умник на баскетбольной площадке, новая икона для миллионов китайцев — все это о нём — Джереми Лин.

После завершения профессиональной карьеры баскетболиста Яо Мином, и его переориентацией на деятельность интернет мема, огромный пласт болельщиков из Китая потерял своего кумира в НБА. Звезда нынешнего 9 номера «Маверикс» закатилась еще в Нью-Джерси, а больше значительных игроков из Поднебесной и не виделось. Не было счастья, да несчастье помогло, — новым лицом Китая в НБА может стать американец, с корнями из Тайваня, не однозначно относящегося к материковому государству острова.

Но как бы то ни было, взрыв интереса к Лину, проходил не только (и не столько) в Азии, а в большей степени в самих штатах. Нью-Йоркские стриптизерши восхищаются новым героем Никс и готовы бесплатно отработать для Джереми, прогрессивная общественность уже положила ему в постель Ким Кардашьян, Обама неустанно следит за успехами разыгрывающего (вместо решения этих скучных Сирийских и Иранских вопросов), Спайк Ли где-то откопал школьную майку Лина и пришел в ней на матч против Нового Орлеана, не говоря уже о повсеместно неадекватных заявлениях различных звезд НБА, из серии: «Уволить всех кто упустил этот талант» — от Коби, или «Хочу чтобы мяч всегда был у Лина» — от Мело. Свалившиеся на парня «медные трубы», причем свалившиеся стремительно и не всегда играющие по делу — вот что может стать главной проблемой для роста игрока, а не пресловутая адаптация к нему защитников или недостаток таланта.

Вот уже все активно обсуждают — за счет чего Джереми Лин показывает такую игру. И быстроту его сравнивают со скоростью Джона Уолла, и пивоты с разворотами Деррика Роуза и броски по скорости и траектории с мастерством Рэя Аллена:

Хотя, в сущности, он не делает ничего сверхъестественного, подобными элементами, скоростными характеристиками владеют не единицы и по данным (отдельным) показателям с Лином могут соперничать многие даже не топовые игроки НБА. Но, все же его, даже усредненная игра эффектна и эффективна, и проводя параллели, на волне всеобщего восхваления, хочется сравнить его с одним теннисистом, который, так же, не выделяясь сверх игрой в каком-то отдельно взятом компоненте, смог стать доминирующим теннисистом (237 недель), величайшим игроком в истории, и привести здесь одну теннисную притчу:

«Приходят к Богу теннисисты и просят им дать талант. Бог задаёт каждому два вопроса:
— Любишь ли ты теннис?
— За что ты любишь теннис?

Каждый отвечает что любит, один — за скорость подач, другой — за быстроту, третий за — интересные технические решения, и так далее. Бог дает одному — сильную подачу, другому быстрые ноги, третьему — удар справа, четвертому — удар слева, реакцию, технику и тому подобное. Вроде бы всем всё раздал, и вдруг видит — стоит в стороне паренек скромно и ничего не просит. Бог у него спрашивает:
— А ты в теннис любишь играть то?

Парень отвечает:
— Ну да, иногда просто обожаю, а иногда я его ненавижу.

Тогда Бог и говорит:
— Что же тебе дать, я уже все раздал остальным. Давай я дам тебе всего по не многу и, когда ты теннис любишь — будешь играть как я, а когда ненавидишь — ты будешь играть как человек.»

Может быть потому Роджер Федерер, пригласил Лина на свой выставочный матч в Медисон-сквер-гардене, желая с ним познакомится, так как видит в нем похожего на себя спортсмена.

Но, вернемся к баскетболу, — Амаре уже сравнил Лина с Нэшем, но тут все не так однозначно. Во-первых, — Майк Д’Антони, огранивший бриллиант Нэша спецификой своих тактических схем, и особенной ролью разыгрывающего в команде приложил свою руку и к Лину, поэтому сравнение получается не совсем состоятельным. Возникает вопрос, чьей заслуги здесь больше — игрока или тренера, тем более что Д’Антони ставит производство (или скорее внедрение) разыгрывающих такого типа на поток? Да и игровое время 17 номер стал получать в качестве эксперимента, и как бы от безысходности, так как дамоклов меч начал уже нависать над тренером. В итоге мы имеем то, что имеем, — впечатляющую серию игр и статистически (если не обращать значительного внимания на показатели потерь) и визуально, но вопрос о том, сможет ли Джереми показывать подобную игру, и подобную статистику вне игровых схем Д’Антони остается открытым. Самым интересным моментом, во всей этой истории является, то что Лин, как бы это комично не звучало, по стилю своей игры является в большей степени европейским разыгрывающим, нежели американским — он не обладает выдающимися физическими данными, не выделяется в компонентах игры, а все свои дивиденды извлекает из продуманной игры, смешанной с определенной спортивной наглостью. Такое сочетание европейской тренерской идеи (установки) с американской свободой первого номера на площадке в большей степени ложатся в основание его успешной игры в НБА.

Таким образом, даже в случае затухания его карьеры в НБА, Джереми Лин быстро и с высокой степенью вероятности сможет стать одним из самых успешных баскетболистов в Европе, но это, конечно, в крайнем случае…

Выпускник Гарварда, видимо, воспринявший тезис о том, что в мире развелось слишком много юристов-экономистов и решивший реализовать себя на поприще профессионального баскетбола, всегда может вернуться в ту сферу, которую он благополучно забросил, но уже сейчас он вошел в историю. Лин — это своеобразное воплощение американской мечты:

  • один из немногих выпускников университетов Лиги плюща, заигравших в НБА,
  • один из незадрафтованных игроков, которые смогли добиться успеха в ассоциации,
  • он является первым американцем, китайского происхождения попавшим в НБА,
  • первым в лиге американцем азиатского происхождения с 1947 года.

Будучи весьма политизированной фигурой (слишком многим формальным требованиям отвечает его образ) он все равно привлекает внимание и вызывает неподдельное восхищение. Успех Лина, — это, прежде всего, успех лиги, новые рынки, трансляции, неплохие деньги, но все равно хочется верить, что трудолюбие, целеустремленность и вера в свою мечту, рано или поздно воплощаются, — вот как у Джереми.