Home Футбол Прилежен и обучаем, неискушен и смущаем

Прилежен и обучаем, неискушен и смущаем PDF Печать E-mail
21 октября. Химки. ЦСКА - "Рубин" - 2:0. 82-я минута. Ахмед МУСА забивает второй гол армейцев. Фото Алексея ИВАНОВА, "СЭ"

21 октября. Химки. ЦСКА - "Рубин" - 2:0. 82-я минута. Ахмед МУСА забивает второй гол армейцев. Фото Алексея ИВАНОВА, "СЭ"

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Лучшим бомбардиром ЦСКА по итогам первой части чемпионата (8 голов) неожиданно стал фланговый игрок, временно переведенный в центр нападения

Они появились в ЦСКА одновременно - на первом прошлогоднем сборе. Один, правда, планово, после долгого наблюдения, другой абсолютно неожиданно, даже случайно. Но в первые дни было полное впечатление, что подъехали два брата-близнеца (насколько, конечно, близнецами могут быть кореец с нигерийцем): оба могли убежать от кого угодно, показывая при этом неплохой дриблинг, но, вырвавшись на оперативный простор, не очень-то понимали, что же делать с мячом дальше. И губили момент за моментом, невольно соревнуясь в этом.

Как вы уже поняли, рассказываю я об Ахмеде Мусе и Ким Ин Соне. Да-да, год назад, во время работы в испанском Кампоаморе эта парочка если и различалась в чем-то, то лишь в отношении к окружающим: нигериец смотрел на всех широко открытыми глазами, и стремился к общению, взгляд корейца всегда оказывался направлен исключительно внутрь себя и он оставался для всех абсолютной terra incognita, что, впрочем, легко объяснялось отсутствием какого бы то ни было языка для общения с экзотическим посланцем Страны утренней свежести.

Где сейчас Муса и где Ким Ин сон, братья-близнецы кампоаморского сбора?! Кто вообще вспоминает о втором, кроме желающих уколоть ЦСКА трансферной ошибкой, пусть речь и идет о бесплатном игроке? А первый стал уже одним из героев текущего российского чемпионата, все еще оставаясь при этом прилежным учеником, а не отшлифованным футболистом.

На том самом сборе главный тренер армейцев Леонид Слуцкий характеризовал мне Мусу так: "Мы прекрасно знаем все его сильные качества, поскольку, прежде чем подписать контракт, долго за ним наблюдали, в том числе на юношеском чемпионате мира. У Мусы есть достоинства, которые можно активно эксплуатировать сразу: он быстр, у него хорошая правая нога, сильный дриблинг. Но ему всего 19, поэтому сформированным мастером Ахмеда назвать нельзя. И тем не менее он отнюдь не взят на перспективу, а способен играть за ЦСКА уже сейчас. Параллельно будем активно работать над устранением его недостатков - и в техническом плане, и в общем понимании игры. В Кампоаморе он работает хорошо, хотя и находится в непростом адаптационном периоде".

Прекрасно помню, что этот адаптационный период преодолевался довольно быстрыми темпами как раз из-за того, что молодой парень отлично осознавал, куда он попал и как должен себя вести. Он пытался впитывать армейский дух как губка - в отличие от того же Ким Ин Сона. Не забыть горящие глаза Мусы на праздновании дня рождения Евгения Алдонина: он, естественно, не понимал изюминок стихотворного поздравления партнеру, исполненного командой, но ему явно был интересен сам процесс этого коллективного единения. А уж строчки (на великом и могучем, естественно), порученные для прочтения ему самому, пытался исполнить так старательно, что покорил всех, несмотря даже на то, что практически никто ничего не понял.

Он адекватно оценивал свое место и очень хотел учиться, что и было главным. А еще ему повезло с тем, что в ЦСКА нашелся старший товарищ, сразу взявший 19-летнего Ахмеда под опеку, - наполовину нигериец Секу Олисе. Старшим он на самом деле был достаточно условно - всего на два года, но зато Москву и ее жизнь знал уже как свои пять пальцев и мог помочь полусоотечественнику, совсем еще мальчишке, во многих бытовых вещах.

В том, что это необходимо, я лично убедился, возвращаясь из Кампоамора. Все долги перед отелем покрыли устроители сбора, и уже в аэропорту они гасили с игроками личные счета по мини-барам и прочим гостиничным прелестям. Оказался таковой и у юного нигерийца. А пока он бродил по аэропорту, практически вся команда успела пройти паспортный контроль.

В этот момент к нему и подошли со счетом, достаточно мизерным по меркам футболиста такого уровня - на сто с чем-то евро. Муса отправился к банкомату, и тут выяснилось, что на одной из его карточек деньги закончились, а вторую, основную, машина по каким-то никому не понятным обстоятельствам принимать отказывалась.

Дело, в общем-то, было плевым: сумма не та, чтобы поднимать скандал, да и организаторы работали с ЦСКА не в первый и не в последний раз, поэтому вполне могли получить долг позже. Но видели бы вы виновника происшествия в те секунды! Его лицо выражало такую тревогу и такое расстройство, что, проводись в тот момент кастинг на сцену из "Бриллиантовой руки" (ту самую, где "Шеф, усё пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!"), блистательный Анатолий Папанов мог и не выдержать конкуренции.

Пришлось бедного Мусу выручать, но суть не в этом: вот скажите, как такого оставлять без надежного товарища в Москве, во всех своих проявлениях кишащей акулами, поджидающими наивных жертв? Однако Секу, возразите вы, известен как человек, прекрасно среди всего прочего ориентирующийся в ночных клубах нашей веселой столицы. Недаром Слуцкий на встрече в редакции "СЭ" деликатно пожелал подопечному поменьше новых номеров в телефонной книжке.

Можете не беспокоиться, поскольку здесь как раз все удачно совпало: эта сторона московской жизни скромного Мусу не интересует. Не могу, конечно, ручаться, что так будет всегда, но предпосылок к изменению ситуации пока не наблюдается, а дружеское плечо, на которое всегда можно опереться, Ахмед получил весьма надежное: Секу - человек очень позитивный, добрый и отзывчивый.

Такое плечо в ушедшем году было для юного армейского форварда жизненно необходимо: оставшись после травмы Думбья единственным нападающим ЦСКА, игроком, на которого работает, по сути, вся команда, осваивался он в новой роли тяжело и со скрипом. Сколько упреков было вокруг, сколько предложений Слуцкому поставить на позицию центрфорварда кого угодно, только не человека, губящего момент за моментом!

Но главный тренер армейцев гнул свою линию, постоянно работая с юным нигерийцем, прежде всего подробно объясняя ему, в какой момент и как надо открываться, чтобы не опережать события, попадая в положение "вне игры", но при этом и успевать выходить на оперативный простор.

И постепенно начало получаться. Высоченная скорость Мусы, помноженная на неплохой удар, повысившуюся тактическую грамотность и своевременные пасы Дзагоева, Хонды и компании, уже дала плоды в виде восьми забитых голов. Но для меня, прекрасно помнящего сбор в Кампоаморе, с которого все начиналось, еще важнее, что в графе "голевые передачи" у Ахмеда значится внушительная цифра пять - год назад ведь складывалось полное ощущение, что отдать точный последний пас ему практически не суждено.

Тем не менее почивать на лаврах Мусе не просто рано, а категорически противопоказано. В его игре еще полно огрехов, да и количество упущенных моментов все еще стремится к бесконечности. А уж в позиционных атаках против играющего от обороны и ликвидирующего все свободные зоны соперника, он и вовсе чувствует себя, как у того привередливого испанского банкомата…

Но двадцатилетний армейский форвард, который, скорее всего, даже не знает, кто такой Владимир Ильич Ленин, по-прежнему прилежно следует одному из самых известных заветов вождя мирового пролетариата: "Учиться, учиться и еще раз учиться!". А это, как к Ленину ни относись, и есть залог дальнейшего роста.

Борис ЛЕВИН

Валерий Масалитин: "Муса раскрылся, но проблема осталась"

- Слуцкий все время жаловался на дефицит атакующих игроков, а команда забила много. Парадокс?

- Все делалось за счет средней линии, где работали определявшие ее игру Дзагоев с Хондой. Плюс, конечно, исполнявший обязанности нападающего Муса из общего ряда не выпадал.

- То есть главный тренер в сложившейся ситуации все сделал правильно?

- А ему, собственно, ничего иного не оставалось. Был, правда, вариант использовать впереди Секу вместо Мусы, но Слуцкий остановил выбор на последнем и, на мой взгляд, не просчитался. Нигериец проявил себя очень хорошо, однако проблема осталась. Чтобы снять ее, нужны форварды, и когда окончательно восстановит форму Думбья, а к нему, хотелось бы верить, примкнет Вагнер Лав, не сомневаюсь, изменится многое - конкуренция всегда идет на пользу общему делу.

- А не жалко будет, если разыгравшийся Муса отойдет на вторые роли или сядет на лавку?

- Его можно использовать на правом фланге атаки - позиции, не чужой легионеру.

- Кстати, ожидали от африканца подобной прыти?

- Не могу сказать, что не ожидал. Просто игрок раскрылся с неожиданной стороны. Ведь форвард действовал эффективно не только в центральной зоне: он еще и в края регулярно смещался, где гораздо больший простор для творчества. На флангах ведь и скоростные качества можно в полной мере проявить и дриблингом блеснуть, а этих качеств Мусе не занимать. В центре все гораздо сложнее: плотность защитников мешает - ни принять спокойно, ни отдать.

- Фланговую игру армейцы с первых же матчей поставили во главу угла.

- Ничего удивительного. Вспомнить хотя бы Красича, который и сам забивал немало, и результативные передачи партнерам делал. Тошич сейчас демонстрирует слева примерно то же самое. Словом, это привычная для армейцев игра.

- Дзагоев, согласитесь, провел не лучший отрезок карьеры.

- Тем не менее, когда выходил на поле, был определяющим. Наберет нужные кондиции - игра в середине поля изменится радикально: Алан - чрезвычайно талантлив и попросту не имеет права зарывать свои лучшие качества в землю. Отношу же к ним в первую очередь распасовку и умение появляться в нужное время в нужном месте, чтобы завершить комбинацию. Важно только, чтобы дисциплина хавбека не подводила.

- Без участия крайних защитников атаку любой команды представить невозможно. Армейские проявляли активность?

- Фернандес демонстрировал постоянную нацеленность на рейды вдоль бровки - смело подключался, да и в концовках был эффективен. Единственный минус - со своими прямыми обязанностями справлялся далеко не всегда: не успевал возвращаться, и справа нередко возникали неприятные моменты. Тут, конечно, претензии можно и к центральным защитникам предъявить - не обеспечивали взаимозаменяемость, не закрывали освободившуюся зону.

- Щенников смотрелся похуже?

- Георгий отчасти утратил былые качества - травма выбила из колеи. Неуверенность появилась в действиях, хотя в атаки подключался. Но опять же не без издержек для обороны.

- Можно сказать, что роль Слуцкого в лидерстве ЦСКА определяющая?

- Комбинации, схемы, определение позиций для футболистов, с тем чтобы они раскрывали на них свои лучшие навыки. Естественно, от главного тренера зависело многое.

Валерий МАСАЛИТИН - бывший нападающий ЦСКА

Юрий ИВАНОВ