Фанаты протестуют |
В последнее время протесты бушуют в Германии, где местные фанаты в штыки встретили новую концепцию безопасности на стадионах. Фото REUTERS. В свете появления открытого письма фанатов "Зенита" в адрес руководства клуба "СЭ Интернет" вспоминает подобные меморандумы болельщиков из других стран. НЕСТЬ ИМ ЧИСЛА О выступлениях футбольных фанатов против клубов можно написать многотомник. Вот ультрас французского "Монпелье" с шествием "Справедливость для Касти" в поддержку болельщика, которому полицейские выбили глаз резиновой пулей. Вот акция "Выставочные матчи воняют деньгами" фанатов китайского клуба "Шанхай Шэньхуа" по поводу приезда в гости "Манчестер Юнайтед". Заявления поклонников московского "Локомотива" в адрес президента Ольги Смородской о "Списке 118". Протесты фанов испанского "Рекреативо", ужаснувшихся новой красной форме в крупный белый горох. Болельщики норвежского "Бранна", выступающие против контроля матчей клуба телекорпорациями. Их "коллеги" из "Эвертона", требующие не продавать ключевых игроков... Придется громоздить в книге разделы, отдельно описывающие заявления ультрас и возражения обычных болельщиков, протесты фанатов национальных сборных и касающиеся только клубной политики. Делать разбивку по времени, странам (Россия будет не на последнем месте) и континентам, вводить дополнительные классификации. Поэтому переведем дух и рассмотрим несколько, назовем их так, программных заявлений фанатов, направленных руководству клубов. ПИСЬМО ИЗ КРИВОГО РОГА Фанаты украинского "Кривбасса" считают, что их любимый коллектив становится филиалом принципиального соперника по дерби - "Днепра". Дело в том, что владелец днепропетровской команды Игорь Коломойский, один из самых богатых и влиятельных людей Украины, по разным данным, является и совладельцем клуба из Кривого Рога. Поэтому болельщики написали открытое письмо руководителям, настоящим и скрытым, и заодно футбольным чиновникам в Киев. "Наверное, ни в одной стране Европы нет ситуации, когда косвенно или напрямую двумя клубами владеет одна и та же личность. Такая ситуация убивает в нас как болельщиках и главных потребителях футбольного продукта и наконец жителях Кривого Рога интерес и веру в честный чемпионат. Обращаемся к настоящим владельцам ФК "Кривбасс" с требованиями: покинуть команду и перестать издеваться над чувствами болельщиков; выставить футбольный клуб на публичные торги, чтобы команда получила независимых инвесторов, которые гарантируют развитие команды; обеспечить прозрачность и публичность продажи клуба с присутствием актива болельщиков". "КАНОНИРЫ" ПРОТИВ "КАНОНИРОВ" Многочисленная группа поклонников лондонского "Арсенала" под названием Where has our Arsenal gone? ("Куда исчез наш "Арсенал"?) планомерно ведет борьбу с боссами клуба с 2009 года. Для этого был создан специальный сайт, где есть расписание уличных акций протеста и разъясняются требования организации. Основные выглядят так: - Снизить цены на сезонные абонементы, самые высокие в Великобритании (от 985 до 2000 фунтов стерлингов, даже у "МЮ" цены в два раза ниже). - Проводить более гибкую политику членства в клубе для тех, кто десятилетиями посещает матчи "канониров". - Вернуть одному из секторов "Эмирейтс Стэдиум" название знаменитой трибуны старого "Хайбери" - Clock End. - Вернуть традиционный гимн "Арсенала", отказаться от нового официального и непопулярного, навязанного к прослушиванию на стадионе - Вернуть стоячие места на некоторых трибунах. - Не использовать в домашней форме никаких цветов, кроме красного и белого, а в выездной - желтого и синего. - Развернуть пушку на эмблеме обратно на запад и убрать с логотипа синие полоски. СЛОВО И ДЕЛО В МАНЧЕСТЕРЕ В 2005 году американский миллиардер Малкольм Глейзер получил полный контроль над "Манчестер Юнайтед", превратив клуб из акционерного общества в частную компанию. Весь скандальный период захвата "МЮ" сопровождался многотысячными акциями протеста болельщиков. Они писали открытые письма семейству Глейзеров, сэру Алексу Фергюсону, игрокам. Бойкотировали фирменные магазины клуба. Обвиняли прежних акционеров в предательстве, что, скорее всего, и произошло. Требовали не повышать цены на абонементы и атрибутику, отказаться от некоторых спонсорских сделок, не переделывать трибуны "Олд Траффорд". Окрестности стадиона до сих пор периодически пестрят наклейками Love United, hate Glazer. И не снижается количество фанатов, одевающих в знак протеста желто-зеленые шарфы (цвета клуба "Ньютон Хит", прародителя "Юнайтед") вместо традиционных красно-бело-черных. Однако громче всяких слов и акций несогласия в Британии прозвучала акция фанов "МЮ", которые в 2005 году смогли создать в пику большому клубу маленький любительский коллектив "Юнайтед оф Манчестер". Командой владеет и управляет траст болельщиков, предпочтения отдаются местным футболистам, под микроскопом рассматриваются все желающие стать спонсорами клуба, на "Гигг Лейн" можно болеть стоя. Настоящая отдушина для местных фанатов. Пусть и на пороге Северной конференции. ПРОТИВ СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА Общие же протестные принципы весьма значительной части футбольных болельщиков, в том числе и российских, выражены в движении No Al Calcio Moderno, или Against modern football. По-русски: "Против современного футбола". Зародилось оно в Италии в 1999 году. 13 постулатов гласят: - Трансферный рынок открыт только летом, "нет" переходам во время чемпионата. - Возможность свободно, без предъявления желтой карточки или наложения других видов штрафов, подбегать футболистам к трибуне, чтобы отпраздновать гол. - Все матчи должны начинаться в один и тот же день, в одно и то же время. - Лимит на легионеров. - Годичная дисквалификация игрока, заключившего контракт с одной командой, но захотевшего покинуть ее по материальной причине. - Президент одной команды не может быть президентом другой или спонсировать ее. - Возвращение к старому формату Кубка чемпионов: участвуют только победители национальных первенств. - Номера футболок игроков основы - с 1 по 11. - Запрет на исключительное право продажи билетов на выездные игры турагентствам. - Футболки должны иметь традиционный для клуба вид и не меняться в зависимости от требований рынка. - Нет именам игроков на футболках. - "Нет" выставлению клуба на биржу. - Установление твердых цен на билеты в гостевые сектора независимо от ранга соперников. |